Трубопроводная арматура
Арматурой
называют устройства, устанавливаемые на трубопроводах, аппаратах, емкостях и
обеспечивающие управление потоком рабочих сред. По функциональному назначению
трубопроводную арматуру подразделяют на следующие основные классы: запорная -
для перекрытия потока среды (составляет около 80 % всей арматуры);
регулирующая
- для изменения параметров среды (температуры, давления и т. д.);
предохранительная
- для предотвращения аварийного повышения давления в системе;
защитная
(отсечная) - для защиты оборудования от аварийных изменений параметров среды
отключением обслуживающей линии;
фазоразделительная
- для удаления конденсата из паро-и газопроводов.

Рис. 17.3 Кран шаровой
|
Арматура любого класса включает три основных
элемента: корпус, привод и рабочий орган (запорный, регулирующий и др.),
состоящий из седла и перемещающегося или поворачивающегося относительно него
затвора (золотника).
По способу
присоединения корпуса к трубопроводу арматуру делят на фланцевую, муфтовую, под
приварку и др. В химической промышленности наиболее распространена фланцевая
арматура. Муфтовую арматуру используют на трубопроводах диаметром до 80 мм,
предназначенных для транспортирования негорючих и нейтральных сред. Приварную
арматуру устанавливают на трубопроводах при повышенных требованиях к плотности
соединения.
По конструкции
корпуса арматуру подразделяют на проходную, в которой среда не меняет
направления своего движения на выходе по сравнению со входом, и угловую, в
которой это направление меняется на угол до 90°.
В
зависимости от способа герметизации рабочего органа в корпусе различают
сальниковую, сильфонную и мембранную арматуру. В сальниковой арматуре
герметичность сопряжения рабочего органа и корпуса обеспечивается сальниковым устройством,
в сильфонной и мембранной - соответственно сильфоном и мембраной.
В
зависимости от конструкции привода рабочего органа трубопроводную арматуру
разделяют на автоматически действующую, в которой привод осуществляется самим
потоком среды, и управляемую, с ручным или механическим (электрическим,
пневматическим и др.) приводом.
Запорная
арматура. Серийно выпускают запорную арматуру следующих типов: краны, вентили,
задвижки и заслонки.
Кранами
называется арматура с затвором в форме тела вращения, который может
поворачиваться вокруг оси, перпендикулярной направлению движения потока. По
типу затвора краны могут быть шаровыми (рис. 17.3) и пробковыми (рис. 17.4).
Шаровой кран состоит из корпуса 1, шаровой
пробки 2 и шпинделя 3. Пробковые краны, в свою очередь,
могут быть сальниковыми или натяжными в зависимости от способа их герметизации.
В сальниковых кранах (рис. 17.4, а) необходимое для герметизации давление на
конических поверхностях пробки 2 и
корпуса 1 создается при затяжке сальника 3
(из промасленного льна, асбестового шнура и др.).

Рис. 17.4. Пробковые
краны
|
В натяжных
кранах пробку 1 уплотняют в корпусе 2 гайкой
3 (рис. 5.6, б). Натяжные краны не могут обеспечить необходимой герметизации при
давлении, превышающем сотые доли мегапаскаля, поэтому в условиях химических
производств их используют редко.
Краны
имеют малые размеры и низкое гидравлическое сопротивление; на трубопроводе их
можно устанавливать в любом положении, однако краны требуют ухода и
периодического смазывания> в противном случае пробка может <прикипеть> к
корпусу.
Описанные краны
называют проходными (в них два присоединительных патрубка). Краны с тремя
патрубками называют трехходовыми. В этом случае корпус крана имеет три
присоединительных патрубка, а пробка - Т-образное отверстие. В зависимости от
положения пробки поток рабочей среды направляется в тот или иной патрубок или
одновременно в оба патрубка.
Кран быстро
закрывается и вследствие этого в трубопроводе может возникнуть гидравлический
удар. К недостаткам кранов следует отнести и то, что они мало пригодны на
линиях для пара и нагретой жидкости из-за возможности коробления корпуса и
прилипания к нему пробки. Краны изготовляют из чугуна, стали и латуни.

Рис. 17.5 Проходной
вентиль
|
Вентили представляют
собой запорную арматуру с затвором в виде плоской или конической тарелки
(золотника), которая пемещается возвратно-поступательно вместе со шпинделем
относительно седла. Золотник вентиля соединен со шпинделем шарнирно. Вентили
выполняют с ручным управлением или с электроприводом.
Примером
может служить проходной вентиль (рис. 17.5) с уплотнительным кольцом 2 из фторопласта, кожи или резины на
золотнике 3. Корпус 1 и крышку 5
вентиля уплотняют паронитовой прокладкой 4,
а в качестве набивки сальника используют пропитанный асбест.