Дефектация
деталей
Дефектация
необходима для выявления у
деталей эксплуатационных
дефектов, возникающих в
результате изнашивания,
коррозии, усталости материала,
а также из-за нарушений режимов
эксплуатации.
В
результате трения и
изнашивания деталей -
изменяются их геометрические
параметры, шероховатость
рабочих поверхностей и
физико-химические свойства
поверхностных слоев материала,
а также возникают и
накапливаются усталостные
повреждения.
Под
изменением геометрических
параметров деталей понимают
изменение их размеров, формы и
взаимного расположения
поверхностей. К нарушениям
формы относят:
неплоскостность,
непрямолинейность, овальность,
конусность и др., а к
отклонениям взаимного
расположения поверхностей -
непараллельность плоскостей и
осей вращения поверхностей,
торцовое и радиальное биение,
несоосность и т.д.
Усталостные
повреждения нарушают
сплошность материала,
способствуют возникновению
микро- и макротрещин,
выкрашиванию металла и излому
деталей.
Изменения
физико-химических свойств
материала приводит к нарушению
структуры материала, а также
уменьшению или увеличению
твердости, прочности,
коэрцитивной силы
ферромагнитных материалов и
др.
Нарушение
режимов эксплуатации и правил
могут приводить к схватыванию
трущихся поверхностей,
короблению деталей в
результате перегрева или
деформации под действием
механической нагрузки,
возникновению трещин, облому
фланцев креплений и др.
В
процессе ремонта машины
проводится 3-х ступенчатая
дефектация, завершающаяся
оформлением окончательной
ведомости дефектов.
Предварительная
дефектация - операция перед
остановкой оборудования на
ремонт.
При
разборке проводится поузловая,
а затем и подетальная
дефектация.
Цель
предварительной - выяснение
наиболее вероятных мест
нарушения правильности
сопряжения сборочных единиц и
деталей. При поузловой
дефектации выявляются
отклонения узлов от заданного
взаимоположения.
При
подетальной дефектации
определяется возможность
повторного использования
деталей и характер требуемого
ремонта.
Степень
годности деталей к повторному
использованию или
восстановлению устанавливают
по технологическим картам на
дефектацию. В них указаны:
краткая техническая
характеристика детали
(материал, вид термической
обработки, твердость,
нормальные размеры, отклонение
формы и взаимного расположения
поверхностей), возможные
дефекты и способы их
устранения, методы контроля,
допустимые без ремонта и
предельные размеры. Оценку
проводят сравниванием
фактических геометрических
параметров деталей и других
технологических характеристик
с допустимыми значениями.
Нормальными
называют размеры и др.
технические характеристики
деталей, соответствующие
рабочим чертежам.
Допустимыми
называют размеры и другие
технические характеристики
детали, при которых она может
быть поставлена на машину без
ремонта и будет
удовлетворительно работать в
течение предусмотренного
межремонтного периода.
Предельными
называют выбраковочные
размеры и другие
характеристики детали.
Часть деталей с
размерами, превышающими
допустимые для ремонта, могут
быть годными в соединении с
новыми (запасными частями) или
восстановленными. Поэтому в
процессе контроля их сортируют
на три группы:
1)
детали, имеющие износ в
пределах допуска и годные для
повторного использования без
ремонта;
2)
детали с износом выше допуска,
но пригодные к ремонту;
3)
детали с износом выше допуска и
непригодные к ремонту.
Детали
первой группы рекомендуется
маркировать белой краской,
второй - зелёной или жёлтой, а
третьей - красной.
У
деталей обычно контролируются
только те параметры, которые
могут изменяться в процессе
эксплуатации машины. Многие из
них имеют несколько дефектов,
каждый из которых требует
проверки. Для уменьшения
трудоемкости дефектации
необходимо придерживаться той
последовательности контроля,
которая указана в
технологических картах, где
вначале приведены наиболее
часто встречающиеся дефекты.
Методы
контроля геометрических
параметров деталей.
При
дефектации используют
следующие методы измерения:
абсолютный, когда прибор
показывает абсолютное
значение измеряемого
параметра, и относительный –
отклонение измеряемого
параметра от установленного
размера. Искомое значение
может отсчитываться
непосредственно по прибору
(прямой метод) и по результатам
измерения другого параметра
(косвенный метод). Например, в
ротаметре, чтобы установить
размер отверстия, надо
применять зависимость между
зазором и расходом воздуха.
По
числу измеряемых параметров
методы контроля делятся на
дифференциальные и
комплексные. При первом
измеряют значение каждого
параметра, а при втором –
суммарную погрешность
отдельных геометрических
размеров изделия. (Например,
определение степени годности
подшипников качения по
радиальному зазору). Изменение
последнего связано с износом
беговых дорожек внутреннего и
наружного колец, а также
элементов качения (шариков,
роликов).
Если
измерительный элемент прибора
непосредственно соприкасается
с контролируемой поверхностью,
то такой метод называют
контактным, а если нет –
бесконтактным.
Наиболее
часто применяют следующие
средства измерения: калибры,
универсальный измерительный
инструмент и специальные
приборы.
Калибры
– это бесшкальные
измерительные инструменты для
контроля отклонений размеров,
формы, и взаимного
расположения поверхностей
деталей без определенного
численного значения
измеряемого параметра.
Наиболее часто используют
предельные калибры,
ограничивающие предельные
размеры деталей и
распределяющих их на три
группы: годные, подлежащие
восстановлению и негодные.
Универсальные
инструменты и приборы
позволяют находить значение
контролируемого параметра в
определенном интервале его
значений. Обычно применяют
следующие измерительные
средства: штриховые
инструменты с нониусом
(штангенциркуль,
штангенглубиномер,
штангенрейсмус,
штангензубомер),
микрометрические (микрометры,
микронометрический нутрометр,
глубиномер), механические
приборы (миниметр, индикатор
часового типа, рычажная скоба,
рычажный микрометр),
пневматические приборы
давления (манометры) и расхода
(ротаметры).
Универсальный
измерительный инструмент
служит для определения износа
резьб (резьбовые микрометры,
резьбовые микрометрические
нутрометры и др.), а также
зубчатых и червячных колес
(шагомеры, биениемеры).
При
выборе средств измерения
необходимо учитывать его
метрологические
характеристики (цена и
интервал деления шкалы,
точность отсчета, погрешность
и пределы измерения), а также
точность изготовления
измеряемого элемента детали
(поле допуска).
Существуют
номограммы для выбора прибора
в зависимости от параметров
измеряемого элемента детали и
значений допуска на
изготовление.
Дефекты
и методы дефектоскопии.
Методы определения
состояния деталей.
Люминесцентные
- если наносимая жидкость
содержит вещества способные
флуоресцировать при облучении
ультрафиолетовым светом. Если
в жидкости есть красители,
видимые при дневном свете - то
они называются цветными.
Диффузионный метод
более чувствителен, чем
сорбционный.
Цветная
дефектоскопия: дефекты до 0.01мм
и глубиной 0.03-0.04мм
Проникающий
раствор: 80% керосина +20%
скипидара + 15г красителя судан III на 1л
раствора.
Далее
пропитка 5% раствором
кальцинированной соды и
протирка.
Абсорбирующее
покрытие: 0.6л H2O,
0.4л этилового
спирта,
300-500г каолина.
Результат
?
красный цвет в местах дефектов.
|