ТЕХНИЧЕСКИЕ
УСЛОВИЯ
на
ремонт насосного оборудования.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Настоящее техническое условие распространяется
на насосы :
лопастные-центробежные,осевые,вихревые,
объемные-роторные и поршневые;
Насосы испытывают следующие основные виды
износа:
1.1.Коррозия
внутренних полостей корпусов и деталей,находящихся в контакте с агрессивными
перекачиваемыми средами.
1.2.Эррозия
внутренних полостей корпусов и деталей от воздействия механических примесей,находящихся
в перекачиваемых средах.
1.3. Износ
внутренних полостей корпусов и движущихся деталей в следствии трения о
перекачиваемые жидкости.
1.4.Механический
износ сопряженных деталей.
1.5.Кавитационный
износ деталей (у ц/б насосов).
Коррозия бывает по механизму процесса химической
и электрохимической.
2. РЕМОНТ
НАСОСОВ.
2.1. Надежная
и безопасная работа насосов в пределах установленных параметров работы
может быть обеспечена при строгом выполнении запланированных по
времени мероприятий по надзору и уходу
за насосами, включая проведение необходимых ремонтов.
2.2. Все насосы,
несмотря на различие конструкций, имеют много однотипных узлов и деталей,
поэтому ремонт их включает:
а)ремонт корпусных деталей;
б)ремонт валов;
в)ремонт рабочих колес;
г)замена втулок вала;
д)ремонт подшипников скольжения;
е)ремонт сальниковых уплотнений;
ж)ремонт соединительных муфт;
2.3.Текущий
ремонт насосов включает следующий примерный перечень работ:
- очистку маслосистем;
- замену набивок сальниковых уплотнений
и отдельных деталей торцевых уплотнений;
- замену прокладок;
- шлифовку или замену втулок;
- замену подшипников;
- проверку вала на биение и при необходимости
шлифовку шеек вала;
- смену пальцев муфт;
- ревизию и ремонт КИП и арматуры;
2.4.Капитальный
ремонт включает:
- разборку, дефектацию,ремонт отдельных
деталей: корпуса, ротора,вала,грудбуксу,защитных втулок, муфты;
- ремонт подшипников скольжения;
- ремонт масляной системы;
- ремонт опоры насоса и фундамента;
- сборка, испытание и покраска;
К началу ремонта насосов необходимо подготовить:
- сталь листовую, отливки стальные ичугунные,
трубы и др.;
- материалы для сварочных работ;
- фланцы, муфты, заглушки, запорную арматуру;
- уплотнительные прокладки и материалы для
их изготовления;
- болты, шпильки, гайки и шайбы;
- тросы для проведения такелажных работ;
- материалы для промывки, смазочные материалы;
До начала ремонтных работ следует:
- отключить электроэнергию, отсоединить
привод от питающей сети, вывесить предупредительные знаки;
- освободить насосы и их коммуникации от
остатков продукта и грязи.
3. ПОРЯДОК
РАЗБОРКИ И СБОРКИ НАСОСОВ.
Перед разборкой необходимо освободить насос
от перекачиваемой жидкости, отключить от трубопроводов заглушками или
заполнить гидрозатворы.
Разборку производить по узлам в строгой последовательности.
При разборке ц/б насосов и наличии горизонтального разъема, прежде чем
с него снимают верхнюю крышку корпуса, отсоединяют ротор на полумуфтах
и открывают подшипники, затем вынимают и кладут на подставки. После разборки
узла, все детали очищают от остатков масла, продукта, коррозии и при необходимости
промывают в керосине.
После промывки и сушки кахдую деталь тщательно
осматривают, обмеряют, определяют дефекты, степень износа и возможность
ее ремонта или замены.
Отремонтированные или замененные детали собирают
в узел. Сборка узла начинается с базовой, основной детали. В сочленяемых
деталях узла необходимо выдержать установленные соединения и зазоры.
Выверка зазоров, порядок сборки установлен
инструкциями и руководствами по каждому типу насоса заводом-изготовителем.
При сборке насосов должны быть выполнены
следующие, общие для всех насосов требования:
- зап.части, получаемые со склада для сборки,
должны иметь сертификат с указанием отклонений от чертежа; зап.части,
не имеющие акта ОТК о приеме должны пройти 100% контроль;
- забоины, заусенцы и следы коррозии на
сопрягаемых поверхностях деталей должны быть устранены;
- не применять в процессе сборки крепежные
детали нестандартного размера, болты и гайки с изношенными гранями более
0,5 мм и имеющие повреждение более 2 ниток резьбы;
- для предупреждения задиров при запрессовке
сопрягающиеся поверхности деталей должны быть смазаны чистым машинным
маслом;
- при запрессовке деталей ударами молотка
необходимо пользоваться оправками из цветных металлов дли устранения
возможности повреждения поверхности;
- шарико- и роликоподшипники рекомендуется
устанавливать на вал с предварительным подогревом до 100оС
в масле в течении 15 минут.
- при установке шарико- и роликоподшипников
на вал и в корпус в холодном состоянии (без подогрева) необходимо использовать
специальную втулку для обеспечения равномерности распределения усилия
запрессовки на обоймы;
- полумуфта перед установкой на вал должна
быть нагрета пламенем автогенной горелки до 100оС; запрессовко
полумуфты должна осуществляться приспособлениями; запрессовка ударами
молотка или кувалдами запрещается;
- шпилки должны быть ввернуты в резьбовые
гнезда плотно без люфта;
- прокладки перед установкой на место должны
быть смазаны герметизатором, прокладки должны быть плотно прижаты и
не должны выступать за край сопряженных поверхностей;
- затяжка гаек должна производиться равномерно,
без перекоса, в несколько приемов;
- подшипники смазывать смазкой УС-1 по ГОСТ
1033-71 или маслом индустриальным 20 по ГОСТ 1707-71, заливаемым в масляную
ванну корпуса.
4. РЕКОМЕНДАЦИИ
И КОНТРОЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ ПРИ СБОРКЕ НАСОСОВ.
- перед сборкой проверить отклонения оси
корпуса насоса от горизонтального положения, пользуясь уровнями;
- отклонение по оси вала от оси сальнаков
должно быть не более 0,1 мм;
- при сборке муфтовых соединений следует
проверить плотность посадки муфт на вал; щуп толщиной 0,03 мм не должны
проходить между валом и муфтой по всей длине окружности. При сборке
пальцевых муфт смещение отверстий допускается не более 0,1 мм как в
радиальном направлении так и по окружности.
При сборке зубчатых муфт проверить количество
зацепления зубьев.
Сопряжение считать нормальным, если щуп толщиной
0,03 мм не проходит между парой зубьев;
- проверку установки подшипников качения
в корпусе осуществлять по зазору между корпусом насоса и корпусом подшипника
при помощи щупа, зазор должен быть не более 0,03 мм;
- следует обратить внимание на зазор между
торцами валов привода и насоса необходимый для учета теплового расширения
валов. Величина этого зазора-5-6 мм.
В ремонтную карту насоса после ремонта и
испытания заносятся следующие данные:
1.Результаты проверки крепления насоса
на фундаменте, точность установки насоса по уровню.
2.Толщина стенки корпуса.
3.Осевой разбег ротора в радиально/упорных
подшипниках.
4.Радиальный зазор в подшипниках качения.
5.Боковой и верхний зазоры в подшипниках
качения.
6.Зазоры в проточной части насоса.
7.Результаты проверки ротора(вала) на
биение.
8.Результаты ревизии, осмотра, выверки
каждой детали.
9.Замененные узлы и детали, причины замены,
материал заменненных деталей.
10.Данные
проверки центровки насоса
|