|
2.7.
Дипломное проектирование
Дипломное проектирование — завершающий
этап в подготовке специалиста, в его профессиональном становлении. При
выполнении дипломного проекта студент должен проявить умение квалифицированно
ориентироваться в теоретических и прикладных разделах основных, профилирующих
дисциплин, способность активно использовать полученные знания, в том числе и в
области компьютеризации, работать с различной литературой, использовать
современные методы анализа и технико-экономических расчетов, умение ставить
эксперимент и использовать современные методы исследования, обосновывать
инженерные решения, прогнозируя их последствия.
Дидактическими целям дипломного проекта
являются:
- расширение, закрепление и систематизация знаний,
совершенствование профессиональных навыков и умений для решения конкретных
производственных, технических и экономических задач, а также задач развития
личности студентов;
- развитие навыков и умений самостоятельного
умственного труда;
проверка и определение уровня
подготовленности выпускников к самостоятельной работе на современном
производстве.
Темы дипломных проектов определяются
выпускающими кафедрами, как правило, с учетом потребностей производства, по
заказам конкретных предприятий, и утверждает проректор по учебной работе.
Студенту предоставлено право выбора темы. Он может и сам предложить тему
дипломного проекта с необходимым обоснованием целесообразности ее
разработки.
Дипломное проектирование должно охватывать один из следующих
вопросов:
-
разработку нового аппарата (машины
или основной составной части ее) участка химического производства;
-
реконструкцию установки какого-либо действующего производства в
части модернизации существующего оборудования или ее технического
перевооружения;
-
механизацию и роботизацию
трудоемких ручных работ на отдельном участке химического
производства;
- разработку проекта капитального
ремонта аппарата (машины).
Особенно следует рекомендовать темы
дипломных проектов, связанные с модернизацией оборудования, механизацией
отдельных трудоемких операций, реконструкцией действующих химичеких установок
и их техническим перевооружением и направленные на повышение качества
выпускаемой продукции, увеличение производительности труда и улучшение его
условий.
В задании на выполнение дипломного
проекта выдаются исходные данные (объекты наблюдений, исследования и т.п.), а
также методика сбора материалов, основная литература по теме проектирования,
перечень подлежащих разработке вопросов по экономике и организации труда и
производства, по охране тpуда и окружающей среды, гражданской обороне,
рекомендуется npимерный перечень графических материалов. Задание на дипломное
проектирование составляет преподаватель - руководитель npoeкта и утверждает
заведующий кафедрой.
Процесс дипломного
проектирования проходит в логической последовательности по таким этапам:
изучение исходных материалов и данных для проектирования, выполнение
собственно проекта производственного или научного объекта, проверка качества и
оценка проекта. Дипломный проект осуществляется по индивидуальному графику,
который составляет студент с помощью руководителя дипломного проекта. График
включает основные этапы работы с указанием конкретных сроков получения
задания, сбора материала, выполнения отдельных частей работы, представления на
просмотр руководителю и консультанту, предъявления проекта на рецензию и даты
защиты. К защите дипломного проекта должны быть подготовлены отзыв
руководителя дипломного проекта и рецензия. В отзыве отмечается
соответствие содержания
проекта заданию, степень самостоятельности студента в выполнении задания,
уровень проявленных знаний и умений, анализируется выполненная работа (наличие
новых технологических и конструкторских решений, техническая грамотность их
разработки.
Экономическая эффективность,
практическая пригодность для внедрения, степень использования новых научных
исследований), отмечается качество оформления графичекой части, пояснительной
записки, текста дипломного проекта и ее приложения. Помимо отмеченного
выше указывают степень актуальности и практической
значимости разрабатываемого задания. В заключении рецензии отмечают
достоинства и недостатки проекта, возможность присвоения дипломнику
квалификации, предусмотренной государственной образовательной программой,
дают оценку в баллах.
Защита дипломных проектов происходит
на заседании государственной экзаменационной комиссии (ГЭК). Председателя ГЭК
назначает Министерство высшего и среднего специального образования
соответствующей республики из числа ведущих специалистов промышленности или
крупных ученых. Персональный состав ГЭК утверждает ректор вуза. В настоящее
время 70 - 80 % членов ГЭК составляют работники промышленности.
Защита дипломного проекта должна
состоять в кратком изложении сущности выполненной работы, аргументированных
доводов в защиту своих решений, четких ответов на вопросы членов ГЭК. Защита
дипломных проектов позволяет оценить не только качество подготовки
специалиста, но и педагогическую деятельность кафедры в
целом.
|
|