Меня с
детства интересовали боевые
искусства. В те далекие времена
боевое САМБО 30-х годов уже
благополучно кануло в лету, каратэ
даже до запрещения представлялось
чем-то необыкновенным, а таких слов
как айкидо, тхеквондо, ушу, по
крайней мере в Тамбове, наверное, не
знал никто. Правда некоторые знали,
что в Японии есть еще какое
джиу-джитсу, но что это такое, в
точности никто не знал. После 1984
года, когда был наложен официальный
запрет на преподавание каратэ,
"этого, с позволения сказать,
вида спорта, плодящего
преступников", этот вид боевого
искусства стал представляться и
вовсе тайной за семью печатями.
Специалистов, не сидящих глубоко в
подполье не было, и каратэ
изучалось самостоятельно по
самодельным книжкам, переснятым по
нескольку раз на плохом ксероксе.
По полуслепым картинкам с
полустертыми подписями под ними
люди пытались изучить БОЕВОЕ
ИСКУССТВО. Без особого, впрочем,
успеха. Однако, те кто знал стойки с
устрашающими названиями (например
дззенкуцу-дачи) или мог махнуть
ногой выше головы с громким криком
"ки-я-яяя!" считались
непревзойденными мастерами в
масштабах двора. Вообще, ребята,
знающие "приемчики"
моментально завоевывали авторитет
не только во дворе, но и в любом
другом коллективе. Почти таким же.
авторитетом пользовались боксеры,
самбисты, дзюдоисты и т.д. Кстати
дзю-до одно время было необычайно
популярно в Тамбове. Но я несколько
отвлекся от сути вопроса. А суть
состоит в следующем. Все
перечисленные выше виды спорта
вообще-то не являются боевым
искусством, так как по моему мнению, спорт в принципе не
может быть боевым искусством. Это
связано с системой ограничений,
присущей тому или иному виду. В
боксе нельзя хватать (да, по правде,
очень неудобно в перчатках) и бить
ногами, в спортивном дзюдо или
самбо вообще нельзя наносить удары.
В каратэ (я имею ввиду тоже спорт)
также есть ряд ограничений,
различных для разных правил
проведения соревнований (например
в кёкусинкай* нельзя наносить удар
рукой в голову, бить прямые удары по
ногам, хватать за волосы и одежду, а
также тыкать пальцами в глаза, пах и
т.д.). Словом запрещены простые, но
очень эффективные в уличной драке
действия, способные привести (и
ведущие) к травме. Можно возразить,
что если эти действия просты, то
незачем их и изучать. Если, мол, я
могу ударить ногой в голову, то уж
пах всяко ударю. Нет, это не так.
Если спортсмен готовится к
спортивным соревнованиям, то он
готовиться реагировать на
экстремальную ситуацию (спортивный
поединок или реальное нападение)
определенным образом. И не всегда
наиболее рациональным для данной
ситуации. Я не хочу сказать, что
навыки приобретенные в спортивной
секции, бесполезны. Но по большому
счету, надо
определиться чем ты занимаешься - спортом или боевым
искусством. Или или. Другое дело,
что у нас в основном преподаются
единоборства в их спортивной (реже
в оздоровительной) ипостаси. Я
занимался боксом, дзю-до, каратэ,
именно как спортивными
единоборствами, в общей сложности
лет 6-7. Особыми успехами впрочем не
блистал, Но я и не ставил себе целью
стать мастером спорта. Я хотел
научиться драться (бодливой корове
Бог рогов не дал). Не то, чтобы я был
драчуном и хулиганом, но хотелось
чувствовать себя уверенно на улице.
Весь этот спортивный багаж конечно
помогал. Особенно, кстати, дзю-до.
Трудно сказать почему. Хотя драться
чаще всего приходилось в армии, а в
то время я имел о каратэ весьма
смутное представление, и видимо
срабатывал приобретенный навык.
Примерно пять лет назад я
познакомился с системой
А.А.Кадочникова. Точнее сказать не
познакомился, а начал усиленно
заниматься. До этого пару раз видел
по телевизору показательные
выступления и фильм с его участием
-- "Болевой прием" ("Ударом на
удар"). Система меня
заинтересовала, хотя ни в этих
выступлениях, ни тем более в фильме,
система практически не видна.
Только примерно через год-полтора я
почувствовал СИСТЕМУ. Не хотелось бы
охаивать другие системы
рукопашного боя, ведь побеждает не
система, а человек, поэтому я
излагаю только свое мнение.
Почему именно эта система...
Во-первых здесь все строго разложено "по полочкам", все объясняется с точки зрения механики, в достаточно простых и понятных терминах: рычаг, опора, ось, плоскость, момент инерции и т.д. И на вопрос почему это движение делается так, а не по-другому ответ будет не "так надо" или "так сложилось исторически", а он будет вполне обоснован с научной точки зрения. А научных знаний для такого обоснования достаточно даже у ученика 8-го класса средней школы. Так что если на вопрос не был получен ответ, то можно и самому догадаться.
Во-вторых здесь нет ортодоксального выполнения определенного набора приемов (пусть даже очень большого). Приемов просто нет. Есть принципы, на основе которых выполняется какое-то техническое действие.
В-третьих система рассчитана на среднего человека, в том смысле, что техническое действие, требующее больших мышечных усилий, необыкновенной гибкости или прыгучести не приветствуются. Это вовсе не означает, что этим видом должны заниматься только калеки. Однако в реальном бою даже физически крепкий и сильный человек может быть не способен в силу различных причин полностью реализовать свои возможности. Он может быть ранен, истощен голодом или просто пьян. Кроме того, можно, например, уметь очень резко бить ногой в прыжке, однако зимой на льду да в зимней одежде это движение, возможно наработанное годами, вдруг окажется невыполнимым. Поэтому сверхгибкость и сила это лишь приятное дополнение к навыкам рукопашника, а не цель занятий.
Далее можно говорить о большом арсенале системы, о том что движения адаптируются к повседневной жизни (первое, что я заметил - стало удобно ездить в переполненном троллейбусе), о том что я стал меньше уставать и так далее, но все это вытекает из вышесказанного.
Теперь возникает
вопрос: зачем я все это пишу? Когда я начал всем этим
заниматься, то узнавая что-то новое, хотелось каким-то
образом удержать это в памяти.
Попытался делать какие-то записи,
достаточно отрывочные, но они,
понятные на тот момент времени, уже
через полгода превращались в
какую-то маловразумительную
абракадабру. Наконец я взялся
систематизировать свои знания.
В этих записях я старался
по-возможности избегать описания
каках-то конкретных действий,
приемов. В первую очередь меня
интересовало то общее, что
связывает все виды рукопашного боя,
независимо от их происхождения. Ну
и, конечно, то что характерно для
этой системы или то, что меня
по-настоящему заинитересовало.
В качестве рисунков я использовал
иллюстрации из различных
руководств по разным видам боевых
искусств, но это в основном от
неумения рисовать и потому, что
пособий по русскому стилю совсем
немного.
И еще, все что здесь
написано является моим собственным
мнением и, так сказать, взлядом со
своей колокольни, и я никому не собираюсь его
навязывать. Пишу я в основном для себя и для ближайших знакомых, но буду
рад, если кого-нибудь заинтересуют
мои записи. Пожалуйста напишите мне
все, что вы думаете по этому поводу
на serg@mail.gaps.tstu.ru.
Или зайдите ко мне на
![]() |